Оценка нематериальных активов
В соответствии с МСФО 38 объекты нематериальных активов первоначально оцениваются по фактической себестоимости, в которую включаются:
- покупная цена;
- импортные пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- гонорары за юридические услуги;
- иные затраты, непосредственно относящиеся к подготовке актива к использованию.
Фактическая себестоимость внутренне созданного нематериального актива (промышленного образца, модели) определяется суммой затрат, связанных с его созданием:
- на материалы, использованные при создании нематериального актива;
- на заработную плату работникам, непосредственно занятым в создании актива;
- регистрационные сборы и пошлины;
- иные затраты, необходимые для создания указанного актива.
При этом, однако, могут капитализироваться только те затраты, которые имели место с момента удовлетворения создаваемого объекта приведенным выше критериям признания его в качестве нематериального.
В некоторых случаях в силу специфических особенностей отдельных видов нематериальных активов для определения их фактической себестоимости требуются специальные приемы и методы.
Одним из достаточно сложных является вопрос надежной оценки торговой марки. Во сколько, например, можно оценить торговую марку компании "Кока-кола"? По данным, опубликованным в августе 2004 г. в журнале "Бизнес уик", консалтинговая компания "Интербренд" включила "Кока-колу" в список 100 наиболее дорогих торговых марок, оценив ее в 67,39 млрд долл. Однако следует ли согласиться с оценкой, предложенной компанией "Интербренд", той организации, которая покупает торговую марку "Кока-колы"?
В соответствии с требованиями МСФО 38 и МСФО (IFRS) 3 для надежной оценки торговой марки следует проанализировать, каким образом владение этим активом приведет к росту стоимости компании. Наличие торговой марки обеспечивает более высокую прибыльность компании благодаря росту доходов или снижению затрат, поэтому все методы оценки основаны на определении роста прибыльности компании и включают:
- метод, основанный на оценке увеличения операционной прибыли;
- метод, основанный на оценке экономии лицензионной платы;
- метод, основанный на рыночной цене.
Метод, основанный на оценке увеличения операционной прибыли, предусматривает определение стоимости торговой марки на основе сравнения дополнительной прибыли, получаемой компанией, владеющей торговой маркой, с прибылью аналогичных компаний, не обладающих ею. Дополнительную прибыль можно подсчитать разными способами, например, сравнивая прибыль от продаж, доходность оборотного капитала компании с торговой маркой с результатами деятельности аналогичных компаний без торговых марок. Стоимость торговой марки определяется на основе расчета суммы увеличения операционной прибыли и дисконтирования ее с учетом текущих цен.
Следует отметить, что дополнительная прибыль должна быть обусловлена именно наличием торговой марки, а не являться следствием роста эффективности производства или торговой сети. Кроме этого, эффективность данного метода определяется возможностью найти для сравнения компанию, аналогичную исследуемой по своим параметрам.
Метод, основанный на оценке экономии лицензионной платы, основан на предположении, что в случае отсутствия у компании торговой марки ей пришлось бы нести дополнительные расходы на лицензии для получения сопоставимой прибыльности капитала. Выгода от лицензии на торговую марку заключается и в возможности продать ее, если компания не будет пользоваться ею в дальнейшем. Стоимость торговой марки рассчитывается как выгода от обладания ею и освобождения от лицензионных расходов. Эффективность применения данного метода во многом зависит от правильности определения величины лицензионной платы.
Метод, основанный на рыночной цене, позволяет оценить торговую марку в соответствии с ценой продажи сопоставимых активов. Пусть, например, торговая марка потребительского товара была продана по цене, эквивалентной 1,4 годового объема продаж. Стоимость сопоставимой торговой марки может быть рассчитана на основе годового объема продаж с использованием аналогичного коэффициента. Многие специалисты считают, что это лучший метод, так как он позволяет определить реальную рыночную стоимость нематериального актива.
Стоимость деловой репутации, приобретенной при покупке другой организации, определяется как превышение стоимости покупки приобретаемой компании над справедливой стоимостью приобретенных активов и обязательств. При этом справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами. МСФО (IFRS) 3 требует первоначальной оценки покупателем активов и обязательств приобретаемой компании по справедливой стоимости на дату приобретения. В случае превышения стоимости покупки над справедливой стоимостью приобретаемых активов и обязательств возникает положительная деловая репутация. Отрицательная деловая репутация, возникающая в случае превышения справедливой стоимости приобретаемых активов и обязательств над стоимостью покупки, должна немедленно признаваться в качестве дохода в отчете о прибылях и убытках.
Справедливая стоимость используется также для оценки нематериальных активов, приобретенных в обмен на другие активы. Себестоимость их оценивается по справедливой стоимости полученного актива, которая эквивалентна справедливой стоимости переданного актива, скорректированной на сумму переданных денежных средств.
В отношении последующей оценки нематериальных активов МСФО 38 разрешает два подхода:
- основной, в соответствии с которым нематериальные активы должны учитываться по их первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации;
- допустимый альтернативный, состоящий в том, что нематериальные активы должны учитываться по переоцененной стоимости, являющейся их справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом накопленной амортизации.
Таким образом, МСФО 38 допускает переоценку нематериальных активов в качестве альтернативного подхода к их последующей оценке.
Похожие работы:
- Оценка нематериальных активов
В соответствии с МСФО 38 объекты нематериальных активов первоначально оцениваются по фактической себестоимости, в которую включаются:
- покупная цена;
- импортные пошлины;
- невозмещаемые налоги;
...
- Оценка нематериальных активов
Оценка (определение стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других о...
- Оценка нематериальных активов
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расхо...
- Оценка стоимости нематериальных активов
К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим предприятию доход, относят права, возникающие:
1) от авторских и иных дого...
- Амортизация нематериальных активов
Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации.
В соответствии с пунктом 15 ПБУ 14/2000, амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления ам...